Правила F3D 1/2 (F3T, Q-40)

Ответить
Аватара пользователя
Sergey S
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 07 дек 2022, 06:02
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Правила F3D 1/2 (F3T, Q-40)

Сообщение Sergey S »

Правила проведения соревнований в классе радиоуправляемых гоночных моделей F3D 1/2 (F3T, Q-40)
можно скачать ЗДЕСЬ

Программное обеспечение для гонок можно скачать ЗДЕСЬ
Аватара пользователя
Sergey S
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 07 дек 2022, 06:02
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Правила F3D 1/2 (F3T, Q-40)

Сообщение Sergey S »

Класс ½ F-3D - радиоуправляемые гоночные модели полукопии самолетов с контролем технологий.
17.1. Определение радиоуправляемой гоночной модели самолета
17.1.1. Модель летательного аппарата, в котором энергия движения обеспечивается двигателем поршневого типа и в котором подъемная сила достигается аэродинамическими силами, действующими на несущие поверхности, которые, за исключением поверхностей управления, должны оставаться неподвижными в полете.
17.2. Технические характеристики гоночной модели самолета
17.2.1. Модель самолета должна быть традиционной конструкции с передним крылом и хвостовым оперением и очертаниями, схожими с полноразмерным самолетом.
17.2.2. Не требуется, чтобы участник соревнований был изготовителем модели.
17.2.3. Модель самолета, включая двигатель и выхлопную систему, может использоваться только одним гоночным экипажем.
17.2.4. Каждый участник может использовать не более трех моделей во время соревнований.
17.2.5. Для идентификации моделей организаторы соревнований могут выдать участникам цветные наклейки на поверхности крыла, обладающие следующими свойствами:
1) Ширина от 75 до 100 мм; длина равна хорде крыла в месте расположения, но не менее 100мм;
2) Максимальная толщина 0,1 мм;
3) Общий вес наклеек не более 3 граммов;
4) Прочность сцепления более 0,5 Н/мм2;
5) Водонепроницаемость;
6) Достаточная гибкость для огибания профиля крыла;
7) Яркий цвет (рекомендуется флуоресцентный); должны быть доступны два цвета, существенно отличающихся друг от друга;
8) Способность отслаиваться без повреждения поверхностей крыла;
9) Наклейки должны располагаться на внешней половине левого или правого крыла с верхней и нижней сторон.
17.2.6. Модель самолета должна быть узнаваемой копией полномасштабного, управляемого человеком, винтового самолета, который принимал участие в гонках, либо был построен специально для участия в различных видах гоночных соревнований (гонки по замкнутому маршруту, гонки по специальным маршрутам), либо для попытки установления рекорда скорости. Крыло типа «дельта» и компоновка «летающее крыло» запрещены.
17.2.7. Разрешены к использованию только утвержденные модели самолетов.
17.2.8. Масса модели без топлива, но включая все необходимое оборудование для полета, должна быть не менее 1800 г и не более 2200 г. Если используется балласт, то он должен быть несъёмным и безопасно закреплённым.
17.2.9. Высота фюзеляжа должна быть не менее 127 мм в его самой высокой точке, исключая модели самолетов, полномасштабные прототипы которых имели подфюзеляжные радиаторы. Такие модели должны иметь высоту фюзеляжа не менее 152,4 мм. Высота фюзеляжа включает радиатор или подфюзеляжный воздухозаборник (створку), если таковой имеется, остекление кабины, голову пилота или заголовник, но не включает поверхности хвостового оперения, дополнительные кили с верху или с низу фюзеляжа, хвостовой костыль или выступы, остывающие у прототипа (немасштабные выступы).
17.2.10. Фюзеляж должен иметь ширину не менее 76,2 мм. Измерение должно включать только тело фюзеляжа и исключать любые кили, зализы, соединительные элементы или распорки. Сечения фюзеляжа для измерения максимальных высоты и ширины могут не совпадать.
17.2.11. В какой-либо произвольной точке фюзеляжа минимальная площадь поперечного сечения должна быть не менее 80,7 см2, исключая различные зализы и щеки капотов. Чтобы доказать это, участники должны предоставить шаблоны этого сечения. Зализы не рассматриваются как часть фюзеляжа или несущих поверхностей.
17.2.12. Только контурное воспроизведение какой-либо значимой детали полномасштабного прототипа запрещается. Контуры поперечного сечения при измерении, по высоте и ширине, в точках, определяющих соответствие прототипу, должны сохранять целостность контуров полномасштабного прототипа. Единственное исключение допустимо в моторном отсеке для целей технического обслуживания.
17.2.13. Кабина, обтекатели щек капота, фонарь кабины и подфюзеляжный обтекатель воздухозаборника, если таковые имеются, должны иметь минимальный радиус 15,9 мм в их самом широком месте, так, чтобы воображаемый шар (голова пилота), диаметром 31,7 мм, мог бы поместиться внутри по касательной к наружной поверхности. Кабина обтекатель, фонарь или воздухозаборник овальной или прямоугольной формы, с радиусами углов не менее 15,9 мм в поперечном сечении, удовлетворяют этому требованию, если гипотетический шар диаметром 31 мм будет полностью закрыт. Нет необходимости делать прозрачную кабину и устанавливать макет головы пилота.
17.2.14. Передний часть фюзеляжа должна иметь такую конфигурацию, чтобы головка двигателя и цилиндр выступали за пределы обводов фюзеляжа со всех сторон не менее 49,3 мм. Измерения выполняют в плоскости, построенной через ось коленчатого вала двигателя, перпендикулярной плоскости фланцев/лапок крепления двигателя. Выхлопная система должна быть полностью открытой по всей своей длине. Тем не менее, в фюзеляже может быть предусмотрен неглубокий канал, углубление или желоб, чтобы обеспечить зазор для выхлопной системы. Кроме того, вырез в фюзеляже, предназначенный для доступа к картеру и креплениям двигателя может быть закрыт деталью из композитного материала, который восстанавливает исходные контуры фюзеляжа в этой зоне, при условии, что он соответствует вышеуказанным требованиям к воздействию на двигатель.
17.2.15. Суммарная площадь проекции поверхности крыла должна быть минимум 25,8 дм2.
17.2.16. Толщина профиля крыла должна быть не менее 22,2 мм на расстоянии 75 мм от центра крыла. Толщина крыла должна равномерно уменьшаться по прямой линии или выпуклому конусу, за исключением случая, когда крыло прототипа имеет другую прогрессию уменьшения толщины профиля. В этом случае подобная прогрессия должна быть применена и на модели. Конусность уменьшения толщины профиля крыла, наряду с другими отличительными особенностями, так же является требуемым объектом утверждения дизайна.
17.2.17. Двигатель должен быть одноцилиндровый поршневой, с возвратно-поступательным типом движения поршня и максимальным рабочим объемом 6,60 см3. Пропеллер должен вращаться со скоростью коленчатого вала. Двигатель должен иметь только одну переднюю футорку для забора воздуха и односторонний боковой выхлоп.
17.2.18. Разрешено использовать только одобренные двигатели.
17.2.19. Футорка двигателя должна иметь круглое сечение с максимальным диаметром 9 мм.
17.2.20. Не допускаются никакие модификации следующих частей:
• коленвал;
• картер двигателя
• гильза цилиндра
• поршень, шатун, поршневой палец
• головка цилиндра
• задняя стенка картера
17.2.21. Разрешаются только однорядные шарикоподшипники, стандартного размера, оснащенные полностью стальными шариками.
17.2.22. Для шатуна разрешены только подшипники скольжения.
17.2.23. Запрещается иметь на борту модели самолета систему питания свечи накаливания двигателя. Все электрические соединения свечи накаливания двигателя с источником питания должны быть отсоединены перед взлетом.
17.2.24. Двигатель может быть оборудован глушителем с расширительной камерой, глушителем нулевого импульса или настроенным четвертьволновым глушителем, как это предусмотрено изготовителем для используемого двигателя, и имеющим одно выхлопное отверстие с максимальной площадью на выходе 40,2 мм2 (эквивалентной площади круглого отверстия диаметром 7,15 мм).
17.2.25. Внутреннее устройство настроенного глушителя: настроенный глушитель должен иметь только одну внутреннюю часть – прямую трубку или экстрактор, типа мини-трубы. Мини-труба должна иметь постоянное круглое поперечное сечение с постоянным диаметром внутри и снаружи, за исключением следующего: боковая стенка трубки может быть утолщена до 2 мм, в пределах 12,7 мм от переднего торца трубки, где она крепиться к головной части глушителя.
17.2.26. Расстояние от осевой линии цилиндра двигателя до осевой линии глушителя недолжно превышать 70 мм. Общая длина глушителя не должна превышать 185 мм, измеренного от начала его головной части до задней части выхлопной трубы. Наружный диаметр не должен превышать 45 мм и оба диаметра корпуса глушителя, как внешний, так и внутренний, должны оставаться постоянными на длине не менее 75 мм.
17.2.27. Не допускаются никакие модификации предоставленного производителем глушителя, за исключением того, что глушитель может быть оснащен штуцером для отбора давления и для топливной системы.
17.2.28. Если используется бак с избыточным давлением, то разрешено использовать давление только от выхлопной системы.
17.2.29. Пропеллеры должны быть двухлопастными с лопастями неизменяемого шага. Лопасти должны быть одинаковой длины, площади и формы.
17.2.30. Пропеллеры, изготовленные из непрерывных волокон по композитным технологиям с использованием смол, а также металлические пропеллеры не допускаются.
17.2.31. Материал пропеллеров либо дерево, либо смесь пластика и нарезанных углеродных волокон, полученная методом литья под давлением.
17.2.32. Деревянные пропеллеры могут быть модифицированы из коммерческих изделий или могут быть ручной работы. Деревянный пропеллер может быть изготовлен из цельного куска древесины и может быть отделан, на заключительном этапе, прозрачным покрытием только с целью гидроизоляции или балансировки.
17.2.33. Размеры деревянных пропеллеров без ограничений.
17.2.34. Пропеллеры, выполненные литьем под давлением: разрешены только коммерчески доступные пропеллеры, выполненные путем заполнения углерода литьем под давлением с минимальным диаметром 7,4 дюйма (188 мм).
17.2.35. Могут использоваться только утвержденные пропеллеры. После утверждения пропеллер может применяться в соревнованиях до тех пор, пока он коммерчески доступен.
17.2.36. Когда производство одобренного типа пропеллера прекращается, такой тип пропеллера может использоваться еще в течение двух лет после этой даты.
17.2.37. Допускаются только пропеллеры с заводской маркировкой типа и размеров. Рекомендуемые ограничения числа оборотов вращения в минуту для этого типа задаются производителем и не должны быть превышены во время полетов.
Примечание:
Одобрение пропеллера относится только к производителю и типу. Во всех случаях ответственность за безопасное использование винта несёт сам участник соревнований и только он должен гарантировать, что любой пропеллер, который он использует, безопасен.
17.2.38. Поврежденные пропеллеры использовать запрещено.
17.2.39. Изменения лопастей винта не допускаются, за исключением:
• Может быть отшлифована передняя (верхняя) сторона одной лопасти и только для балансировки.
• Может быть отшлифована одна сторона ступицы для балансировки.
• Отверстие вала может быть увеличено, но только по мере необходимости, чтобы соответствовать диаметру вала двигателя. Увеличенное отверстие должно быть соосным с исходным отверстием.
• Кромки и концы могут быть отшлифованы только по мере необходимости, для удаления облоя.
17.2.40. Должен быть установлен носовой обтекатель винта - кок округлой формы диаметром не менее 25 мм с радиусом закругления не менее 5 мм. Кок должен быть изготовлен только из металла.
17.2.41. Шасси должны быть установлены и должны напоминать полномасштабный прототип, как по расположению на самолете, так и по количеству используемых колес. По крайней мере два колеса должны быть диаметром не менее 57,15 мм.
17.2.42. Обтекатели колес и стоек не требуются и разрешаются только в случае, если они использовались на прототипе.
17.2.43. Допускаются только неубирающиеся стойки шасси.
17.2.44. Вместо хвостового колеса может использоваться хвостовой костыль.
17.2.45. Должно быть обеспечено надежное рулевое управление на земле. Управление рулем направления является приемлемым.
17.2.46. Пилот должен иметь возможность заглушить свой двигатель с помощью радиоуправления в течение пяти секунд после команды судьи, как на земле, так и в воздухе независимо от высоты полета самолета.
17.2.47. Радиоуправление, используемое для управления моделью, должно иметь функцию «fail safe». Этот аварийный выключатель должен быть настроен на отключение двигателя в случае потери радиосигнала.
17.2.48. Состав топлива (или коммерчески доступный тип топлива) должен быть объявлен в приглашении на соревнования или регламенте соревнований. Топливо должно предоставляться и распределяться организатором.
17.2.49. Состав топлива:
• метанол
• от 18% до 23% масла
• до 15% нитрометана
Все проценты по объему
Масло может быть:
• касторовым
• синтетическим*
• смесью касторового и синтетического масел
Примечание:
• Синтетические масла должны обладать достаточной стойкостью к высоким температурам и должны иметь температуру вспышки не менее 200 градусов Цельсия и температуру горения не менее 270 градусов.
• Рекомендуемые сорта масел: Ukon MA731, Acrosynth 3, Klotz 100, Klotz 104 (R50), Klotz 200.
• Рекомендовано добавлять 3–5% касторового масла для поддержания смазки при очень высоких температурах (в процессе полетов на обедненном топливе) и чтобы иметь возможность определять правильность настройки двигателя по цвету свечи после полета.
17.3. Технический контроль и требования безопасности
17.3.1. При регистрации модели самолета перед соревнованием судья технической комиссии судейской бригады может провести технические проверки модели самолета, двигателей и выхлопных систем, либо по своему усмотрению, либо по запросу участника, чтобы проверить, соответствуют ли модели техническим характеристикам. Однако при любых обстоятельствах во время соревнований участник несёт ответственность за то, чтобы вся модель самолета соответствовала техническим характеристикам.
17.3.2. Во время соревнований всё измерительное оборудование будет в распоряжении участников для проверки своих моделей самолетов, если они того пожелают.
17.3.3. После гонки судья технической комиссии судейской бригады может взять любую модель самолета для проверки. Технический специалист может попросить участника опорожнить бак для проверки веса модели и анализа топлива. При проведении анализа топлива для сравнения также должна быть взята проба топлива, предоставленного организаторами. Если после анализа топлива из бака окажется, что это топливо отличается от топлива, официально предоставленного для соревнований, участник будет дисквалифицирован с соревнований. Если результат анализа топлива недоступен во время соревнования, дисквалификация может быть применена ретроспективно (после соревнований).
17.3.4. Если модель не соответствует техническим характеристикам или требованиям к радиооборудованию, описанным данными правилами, участник дисквалифицируется с соревнований.
17.3.5. Главный судья соревнований имеет право потребовать от любого участника совершить тестовый полет для демонстрации летной годности его модели.
17.3.6. Проверки безопасности всех самолетов до или во время регистрации и выборочно в качестве предполетной проверки во время соревнований должны проводиться участником под наблюдением Технического специалиста судейской бригады.
17.3.7. Список проверок безопасности должен включать следующее:
1) Рулевые тяги, тросы, кабанчики, качалки управления и провода подключения сервоприводов должны быть смонтированы таким образом, чтобы они не могли отсоединиться в полете. Серьги рулевых тяг должны быть физически закрыты с помощью коротких отрезков топливных трубок или аналогичного материала. Металлические наконечники должны быть защищены от повреждения резьбы из-за вибрации с помощью контргайки, фиксаторов резьбы типа Loctite® или Vibra-tite®, или аналогичного метода. Шаровые соединения должны быть плотными.
2) Все винты, которыми двигатель крепится к мотораме, а моторама к несущему шпангоуту, должны быть на своих местах и надежно закреплены.
3) Радиоприемник и аккумуляторная батарея должны быть обернуты мягким материалом, поглощающим вибрацию, и должны быть надлежащим образом защищены от загрязнения выхлопными газами двигателя, топливом или его компонентами.
4) Батареи должны иметь емкость, соответствующую размеру и количеству используемых сервоприводов. Минимальная емкость аккумулятора: 500 мАч.
5) Сервоприводы, управляющие функциями тангажа и крена, должны быть достаточно прочными и мощными, соответственно весу и скорости модели. Сервопривод, используемый для управления любой из этих функций, конструктивно должен иметь крепежные лапки, рассчитанные на четыре крепежных винта. Когда два или более сервоприводов используются вместе для управления одной и той же функцией, как в случае раздельным управлением двумя элеронами или рулями V-образного хвостового оперения, каждый из упомянутых сервоприводов может иметь крепление, рассчитанное на два крепежных винта.
6) Рулевые поверхности в районе линии их шарнирной подвески должны быть достаточно жёсткими без чрезмерного люфта. Технический специалист судейской бригады должен предупреждать об опасности чрезмерного люфта всякий раз, когда используется электронное уменьшение хода сервопривода в сочетании с механически неэффективным рычажным механизмом.
7) Все винты крепления сервоприводов к направляющим или площадкам сервоприводов, а также крепления площадок к фюзеляжу или крылу, должны быть на своих местах и надежно закреплены. На всех сервоприводах должны использоваться резиновые втулки, предусмотренные конструкцией данного сервопривода. Если головки крепежных винтов сервомеханизма настолько малы, что могут пройти через втулки, для предотвращения этого следует использовать шайбы.
8) Жесткие рулевые тяги должны иметь только один резьбовой конец, который может поворачиваться. Другой конец должен состоять из изгиба «Z», изгиба «L» оснащённого фиксатором или хомутом, металлической серьги, которая припаивается, или резьбового шарового наконечника, приклеенного или закреплённого иным образом, предотвращающим вращение.
9) Крылья, если они съемные, должны надежно крепиться к фюзеляжу болтами или крепежными винтами.
10) Колеса должны быть надежно закреплены и свободно вращаться.
11) На модели не должно быть усталостных трещин и любых других признаков структурных повреждений.
12) Корректное функционирование отключения двигателя с помощью функции “Fail Safe”
13) Если модель самолета не соответствует требованиям безопасности во время предполётной проверки, Технический специалист судейской бригады не допускает её для участия в гонке.
17.4. Участники
17.4.1. Гоночный экипаж должен состоять из пилота и механика/коллера. По соображениям безопасности все пилоты должны иметь коллера. Коллером может быть менеджер команды, другой участник той же национальной команды или третье лицо.
17.4.2. Каждый пилот и механик/коллер должны быть зарегистрированы как экипаж с начала соревнования до его конца.
17.4.3. Пилот или коллер одного гоночного экипажа может выступать в качестве коллера в том или ином из трех экипажей, максимально разрешенных в национальной команде. Однако после регистрации роли пилота и коллера нельзя менять местами в гоночной команде, а коллер, зарегистрированный в одной национальной команде, не может выступать в качестве коллера для любой другой национальной команды.
17.4.4. В каждой гонке коллер должен выпускать модель самолета на старте и давать пилоту устную информацию о траектории полета модели и любых официальных сигналах.
17.4.5. Электронная связь с пилотом запрещена.
17.4.6. Наличие на пилонах помощников пилотов не допускается.
17.4.7. Главный судья соревнований имеет право попросить любого участника совершить полет, чтобы продемонстрировать его способность управлять самолетом по траектории гоночной трассы.
17.5. Шлемы
17.5.1. Все официальные лица, пилоты и механики/коллеры, находящиеся на гоночной трассе, должны носить защитный шлем с правильно закрепленным подбородочным ремнем. Необходимо носить шлемы как во время соревнований, так и на тренировке.
17.5.2. Если пилот или коллер выйдут на старт без соответствующего шлема, данный экипаж будет дисквалифицирован с данной гонки без права перелета.
17.5.3. Во время тренировок любому пилоту или коллеру, не одетому в соответствующий шлем, не будет разрешено летать, а если он уже летает, ему будет дана инструкция немедленно приземлиться и не будет разрешено летать снова, пока оба члена команды не наденут шлемы.
17.6. Радиопередатчик и проверка частот
17.6.1. Допускается использование радиоуправления только с использованием технологии Spread Spectrum 2.4ГГц.
17.6.2. Радиоуправление должно быть без автоматической электронной обратной связи с рулевыми поверхностями, как внутри модели, так и от модели самолета к земле.
17.6.3. На летательном аппарате не могут быть установлены какие-либо системы или устройства, которые могут перемещать рулевые поверхности летательного аппарата или которые могут перемещать массы в летательном аппарате, основываясь на сигналах, отличных от прямых команд пилота, поданных со своего передатчика.
17.6.4. Разрешено:
• Переключатели расхода, вручную переключаемые пилотом.
• Любой тип органов управления передатчика – кнопки или рычаги, переключатели или ручки управления, команды с которые инициируются, активируются и прекращаются самим пилотом.
• Ручные переключатели или программируемые опции для объединения и микширования функций управления.
• Устройства для отслеживания позиции исключительно в целях автоматизированной системы судейства соревнований (отслеживание и подсчет очков).
17.6.5. Не разрешено:
Любые системы, которые могут перемещать поверхности управления без прямого действия пилота в ответ на другие входные сигналы, такие как:
• Предварительное программируемые устройства для автоматического выполнение серии команд.
• Автопилоты или гироскопы для автоматической стабилизации модели самолета, будь то отдельные устройства или встроенные в радиоприемник или сервоприводы.
• Автоматическое управление траекторией полета.
• Любой тип обучающей функции, основанной на анализе маневров или полетов.
• Системы наземного позиционирования, такие как GPS, которые могут уведомлять пилота через телеметрию, когда их самолет достигает заданного расстояния.
17.7. Трасса гонки, расстояние и количество раундов
17.7.1. Трасса соревнований представляет собой треугольник со сторонами 40 метров, 180 метров и 180 метров, отмеченный 3 пилонами. В этом треугольнике указана область, имеющая форму, размеры и расположение, как показано на диаграмме в конце данного параграфа, называемая зоной пилотов, где из соображений безопасности все пилоты, коллеры и судья на старте должны оставаться до окончания гонки.
17.7.2. Схема гоночной трассы представлена ниже. Параметры гоночной трассы могут быть изменены в интересах безопасности или в соответствии с существующими полевыми условиями, если не нарушается безопасность и размеры, описанные в предыдущем пункте.
17.7.3. Пилоны должны иметь минимальную высоту 4 м и не должны превышать 5 м в высоту.
17.7.4. Пилоны должны быть сделаны из жесткого материала и иметь диаметр не менее 70 мм в любой точке. Пилоны должны быть выполнены в ярких цветах для улучшения видимости.
17.7.5. Гонка длится 10 кругов номинальной длиной 400 м каждый и общей номинальной дистанцией 4000 м.
17.7.6. Гонка начинается на линии «старт-финиш». Гонка заканчивается на линии «старт-финиш» через 10 полных кругов.
17.7.7. Количество туров организатор объявляет перед началом соревнований - минимум три (3) тура и максимум пятнадцать (15) туров. Из-за погодных условий или других веских причин количество туров может быть уменьшено непосредственно в процессе соревнования, но только после консультации с менеджерами команд или участниками соревнований и заблаговременно насколько это возможно.
Схема гоночной трассы ½ F-3D
Снимок экрана (263).png
Снимок экрана (263).png (67.97 КБ) 645 просмотров


17.8. Порядок проведения гонки от старта до финиша
17.8.1. В каждой гонке участвует не более трех моделей самолетов.
17.8.2. Все пилоты и коллеры, а также судья на старте, должны оставаться в зоне действия пилотов (см. описание схемы трассы гонки). Если пилот или коллер умышленно выходит из зоны пилотов обеими ногами (что должно быть оценено судьей на стартере), это будет наказываться как нарушение. Судья на старте должен следить за тем, чтобы пилоты были достаточно отдалены друг от друга, и принимает упреждающие меры, если существует вероятность столкновения между пилотами или их передающими антеннами.
17.8.3. Стартовые позиции во всех гонках определяются жеребьевкой, при этом позиция №1 будет ближе всего к пилону №2.
17.8.4. Судья на старте отвечает за ход каждой гонки. Он должен убедиться, что все участники и официальные лица гонки готовы к старту. Каждый судья хронометрист и судья на пилоне должен иметь сигнал отличительного цвета. Судья на старте принимает меры к тому, чтобы каждая модель самолета была идентифицирована хронометристами и судьями пилонов перед началом любой гонки. Перед запуском двигателей каждый участник демонстрирует, а судья на старте оценивает работоспособность системы радиоуправления каждого участника.
17.8.5. Для запуска и регулировки двигателей предоставляется промежуток времени в одну минуту. Гонка начинается сразу после истечения минутного периода. Участник, у которого двигатель модели самолета не работает по окончании одноминутного периода, будет дисквалифицирован. Кроме того, ни одному участнику не разрешается взлет после того, как первая модель, летящая в направлении от пилона №1 к пилону №2 на первом круге, пересекла линию старта / финиша. Повторная попытка для участия в гонке в данном туре участнику не дается.
17.8.6. Все взлеты выполняются по принципу «отрыв от земли» (с колес). Модель должна покинуть стартовую линию по стартовому сигналу (отмашка флага или световому сигналу) в течение одной секунды с момента стартового сигнала для этой конкретной модели. Никакие механические устройства не могут использоваться для помощи воздушному судну при взлете, но допускается толкание рукой.
17.8.7. Основные колеса шасси каждой модели должны оставаться за линией старта до стартового сигнала, в противном случае это будет наказываться как нарушение.
17.8.8. Ранний старт наказывается как нарушение.
17.8.9. Если траектория взлета модели не свободна, то судья на старте не дает команды на взлёт для этого участника, главный судья должен предоставить этому участнику вторую попытку в этом туре.
17.8.10. После подачи стартового сигнала (отмашка флага или световой сигнал) любой контакт между моделями считается столкновением, и соответствующая модель должна немедленно приземлиться.
17.8.11. Если случилось столкновение моделей, и главный судья считает, что самолет всё ещё годен к полетам или у участника есть годная к полетам резервная модель самолета, то участник имеет право на вторую попытку в этом туре.
17.8.12. В гонке полет модели должен выполняться исключительно против часовой стрелки с поворотами влево.
17.8.13. Залет за боковую линию (линия безопасности) считается опасным пилотированием и наказывается как нарушение (будет оцениваться судьей на линии безопасности).
17.8.14. Продолжительный полет ниже вершин пилонов считается опасным. После прохождения первого пилона на первом круге гонки низкий полет считается продолжительным, если модель летит ниже вершин трёх пилонов подряд. Ниже вершины пилона означает, что любая часть модели находится ниже вершины пилона. Это будет оцениваться хронометристом и судьей пилона №1. Нарушение будет указано после подтверждения обеими сторонами. Для этой цели может быть привлечено специальное должностное лицо.
17.8.15. Залет (срезание траектории в ограниченной пилоном) оценивается судьями пилонов или судьей на линии безопасности, и наказывается как нарушение.
17.8.16. В случае неисправности системы хронометража, подсчёта кругов, системы сигнализации или другого стартового оборудования, ответственность за которое несут организаторы, любому участнику (участникам), пострадавшему от такой неисправности, должна быть предоставлена повторная попытка в данном туре.
17.8.17. Если в ходе гонки судья на старте или боковой судья сочтёт, что какая-либо модель летает хаотично, опасно или настолько неконтролируемо, что представляет опасность для пилотов, коллеров или судейской бригады, судья на старте приказывает этому пилоту немедленно посадить модель, а пилот должен быть дисквалифицирован в этой гонке или же по решению главного судьи соревнований может быть отстранён от участия в данном соревновании.
17.8.18. По окончании 10 кругов, судья на старте должен немедленно дать пилоту команду увести его самолет с дистанции и в течение 10 секунд заглушить двигатель. Если пилот не выполнит данное требование в течение 10 секунд после команды судьи, он будет дисквалифицирован в этой гонке (будет оцениваться судьей на старте). В определенных обстоятельствах судья на старте может позволить участнику продолжить полёт в течение короткого времени. Если у участника есть необходимость продолжать полёт в течение короткого времени после окончания гонки об этом должно быть сообщено судье на старте до начала гонки, при этом допустимо выполнить только два прямых пролёта вдоль трассы.
17.8.19. По завершении гонки все самолеты должны приземлиться в зоне, обозначенной ранее главным судьей соревнований. Пилоты или коллеры не могут входить в обозначенную зону посадки до тех пор, пока все модели самолетов не приземлятся и не остановятся полностью. Нарушение этого правила, которое будет оцениваться судьей на старте, влечет за собой дисквалификацию в данной гонке.
17.8.20. После того, как все двигатели заглушены, пилоты и коллеры могут покинуть зону пилотов и перейти для посадки своих моделей на позиции, до начала гонки рекомендованные судьей на старте и расположенные ближе к посадочной площадке, но не заходя внутрь неё.
17.8.21. С момента после стартового сигнала (светового сигнала или отмашки флажка судьи на старте) и до остановки двигателя, потеря любой части модели наказывается дисквалификацией пилота в данной гонке, за исключением случаев столкновения).
17.8.22. Гонка завершена, когда все модели приземлились и полностью остановились.
17.9. Хронометраж и судейство
17.9.1. Учет времени и кругов: каждому участнику должен быть назначен отдельный судья-хронометрист на каждую гонку. Судья-хронометрист фиксирует время полёта модели самолета участника в течение требуемых 10 кругов. При этом он считает пройденные круги и сообщает пилоту, когда тот пролетит необходимые 10 кругов. Судья-хронометрист хранит записанное время на своем устройстве отсчета времени до тех пор, пока не введет время в полетный лист под наблюдением судьи на старте.
17.9.2. Каждому участнику гонки на линии старт/финиш должны подаваться электронно-активированные сигналы светофора, которыми при помощи кнопок управляют судьи пилона №1. Эти сигналы дают понять участнику, когда его самолет минует пилон №1. Судьи пилонов расположены согласно схеме гоночной трассы. Каждому судье пилона будет назначен свой цвет, и судья на старте организует идентификацию каждой модели самолета по назначенным судьям пилонов перед началом каждой гонки.
17.9.3. Пока самолет движется в направлении между пилонами №3 и №1, сигналы не подаются. В тот момент, когда модель поравняется с пилоном №1, контролирующий данную модель судья пилона №1 включает свой сигнал и выключает его после того, как модель поравняется с пилоном №1 в обратном направлении. В случае залёта, (модель не долетела до линии пилона №1), подаётся мигающий сигнал (пятикратное включение/выключение) или другой сигнал, информирующий участника о залёте.
17.9.4. Описанная выше система сигнализации является предпочтительной, но допускаются альтернативные системы с фиксированной продолжительностью светового сигнала и отдельной индикацией среза пилона.
17.9.5. Световой сигнал должен быть выключен, когда модель находится между пилонами № 2 и № 3. Главный судья перед началом соревнований информирует участников о том, какой тип системы используется.
17.9.6. Судьи пилона пилонов №2 и №3 располагаются согласно схеме трассы гонки описанной выше, соответственно пилонам, которые они судят.
17.9.7. Судьи пилонов №2 и №3 фиксируют нарушения траектории трассы, ограниченной данными пилонами.
17.9.8. Два боковых судьи будут размещены рядом с судьями пилона № 1 на зрительской стороне летного поля. Судьи боковой линии будут фиксировать как нарушение любой залёт за линию безопасности и любой полёт ниже вершины пилона.
17.9.9. Один боковой судья (судья линии безопасности) будет размещен в передней части зоны обслуживания моделей на зрительской стороне летного поля. Этот боковой судья записывает как нарушение, любой пролет над зоной обслуживания или зрительской зоной.
17.9.10. В конце каждой гонки судьи на боковой линии и судьи пилонов информируют судью на старте о любом нарушении со стороны любого участника.
17.10. Нарушения и штрафы
17.10.1. Для большей ясности, все нарушения, упомянутые в правилах, которые фиксируют судьи, и соответствующие им наказания суммированы в таблице ниже
17.10.2. См. параграф «Подсчет очков и классификация», объясняющий влияние дисквалификаций и нарушений на результат участника.
17.10.3. Только главный судья соревнований может дисквалифицировать участника с соревнований.
Снимок экрана (264).png
Снимок экрана (264).png (70.33 КБ) 645 просмотров
Снимок экрана (265).png
Снимок экрана (265).png (69.75 КБ) 645 просмотров
17.11. Стандартная система подсчета очков
17.11.1. Время полета каждой модели должно быть измерено хронометристом с помощью устройства отсчёта времени, обладающем разрешающей способностью не менее 0,01 секунды. Отсчет времени каждого отдельного участника начинается по индивидуальному стартовому сигналу.
17.11.2. Хронометрист останавливает свое устройство хронометража в момент, когда участник завершит десять кругов. Время прохождения трассы с устройства хронометража записывается в полетный лист спортсмена под контролем судьи на старте.
17.11.3. По завершении каждой гонки судьи пилонов и боковой линий должны уведомить судью на старте о зафиксированных нарушениях с указанием модели самолета, у которой были зафиксированы нарушения. Затем судья на старте сообщает хронометристам, закрепленным за каждой моделью самолета, о зафиксированных нарушениях. Хронометристы вносят указанные судьей на старте нарушения каждого спортсмена в его зачетный лист.
17.11.4. Протоколы затем обрабатываются секретарем, при этом:
• за одно нарушение ко времени прохождения десяти кругов добавляется 1/10 от данного времени;
• за два или более нарушений начисляется 200 баллов.
17.11.5. Очки начисляются после каждой гонки следующим образом: счетом участника считается его скорректированное время в секундах и сотых долях секунды. Если участник не завершает свой полет или дисквалифицируется, то получает 200 баллов.
17.11.6. Победителем соревнования становится участник, набравший наименьшее количество очков после завершения всех гонок. Если проводятся четыре (4) или более туров, худший (наибольший) результат гонки каждого спортсмена должен быть отброшен. Если проведено восемь (8) или более туров, два худших результата каждого участника должны быть отброшены. Если проведено двенадцать (12) или более туров, три худших результата каждого участника должны быть отброшены.
17.11.7. Если позволяет время и нет конфликта частот, ничья должна быть разрешена финальными гонками. В противном случае при разрешении ничьей учитывается лучший результат в одной из гонок.

17.12. Альтернативная система подсчёта очков. Жеребьевка и матрица гонок
Примечание:
В следующих инструкциях предполагается, что участвовать будут по три модели в каждой гонке. В некоторых ситуациях лучшим выбором может быть гонка двух или четырех моделей. В любом случае количество столбцов в каждом раунде матрицы всегда должно равняться количеству самолетов в гонке.
17.12.1. Для гонок по 3 модели разделите записи на 3 равных столбца, как показано в образце матрицы, для гонок по 2 модели разделите на 2 столбца, а если по 4 модели, то соответственно на четыре столбца.
17.12.2. Если номера записей не делятся поровну, просто пропустите это число.
17.12.3. Пилотам должны быть присвоены номера, согласно примеру, приведенному в образце матрицы.
17.12.4. Используйте матричное расписание для каждого раунда. Всем пилотам должно быть предоставлено равное количество возможностей для участия в гонках.
17.12.5. Для ритмичного проведения соревнований настоятельно рекомендуется, чтобы участники, одновременно являющиеся пилотами и коллерами друг у друга, всегда появлялись в одном столбце. Группы пилотов / участников должны быть ограничены тремя или менее, чтобы сделать возможной эффективную жеребьёвку.
17.12.6. Если в матрицу необходимо внести изменения, то сделать это можно только по завершении раунда. Сначала должно быть проведено собрание пилотов для получения информированного согласия пилотов на принятое решение. Если согласие не дано, матрица не может быть изменена.
Примечание.
Возможны ситуации выбытия участников по каким-либо причинам и как следствие одиночных гонок. В таком случае у главной судьи может возникнуть соблазн переформатировать матрицу. Помните, что постоянство матрицы — это одна из важных задач гонок, и лишение участника возможности легкой победы, когда соперники не готовы выйти на стартовую линию, искажает эту задачу.
17.12.7. Пример матрицы гонки для 26 участников:
Всем пилотам присваивается гоночный номер (1–26); 9 гонок в раунде.
Второй ряд сдвигается на одну позицию вверх для каждого последующего раунда, третий ряд сдвигает на две позиции, четвертый ряд (если применимо) сдвигается на три позиции.
Цель системы состоит в том, чтобы ни один пилот не встречался с другим пилотом более одного раза.
Снимок экрана (266).png
Снимок экрана (266).png (24.85 КБ) 645 просмотров
17.12.8. Все взлеты выполняются по принципу «отрыв от земли» (с колес). Модель должна покидать стартовую линию по стартовому сигналу (опусканию флага или световому сигналу) с интервалом в одну секунду с отсчетом времени.
17.12.9. Модели на полосах 1 и 3 стартуют одновременно, за ними следует модель на полосе 2.
17.12.10. В случае гонок по 4 модели полосы 1 и 3 стартуют одновременно, за ними следуют полосы 2 и 4, которые также стартуют одновременно.
17.12.11. В нечетных раундах первыми стартуют полосы 1 и 3, а в четных раундах - полосы 2 и 4.
17.12.12. Очки за гонку. Очки начисляются в зависимости от порядка финиша в каждой гонки. В случае, если у пилота зафиксировано одно нарушение, он должен пролететь один дополнительный круг (11 кругов), чтобы финишировать.
17.12.13. Если матрица настроена для гонки с трех моделей, победитель получает три (3) очка, второе место - два (2) очка и последнее место - одно (1) очко.
17.12.14. Если матрица настроена для гонки четырех моделей, результатом будет четыре (4) очка за первое место, три (3) очка за второе место, два (2) очка за третье место и одно (1) очко. за последнее место.
17.12.15. Если матрица настроена для гонок по 2 модели, победитель получает два (2) очка, а проигравший - одно (1) очко.
17.12.16. Нулевые баллы начисляются за отсутствие старта, незавершённую или невыполненную гонку, два или более нарушений (п. 5.5.20) или дисквалификацию.
17.12.17. Окончательная классификация проводится по количеству очков после завершения всех гонок.
17.12.18. В случае ничьей должна быть проведены гонки с выбытием. Если время или другая причина не позволяет провести гонку с выбытием, лучшее время одиночной гонки должно учитываться при определении окончательного места.
17.13. Классификация команд
17.13.1. Для установления счета при международной классификации команд суммируются окончательные индивидуальные баллы членов команды.
17.13.2. Команды ранжируются в порядке от наименьшего количества баллов у наибольшему, при этом полные команды из трех участников располагаются впереди команд из двух участников, которые, в свою очередь, ранжируются впереди команд, состоящих из одного участника
17.13.3. В случае совпадения результатов выигрывает команда с наименьшей суммой номеров занятых мест. Если и эти суммы окажутся равными, то приоритет отдается команде с наивысшим индивидуальным результатом.
17.14. Дополнение от 15.12.2021
Разъяснение относительно разрешенных типов моделей, двигателей и пропеллеров на момент публикации правил ½ F-3D
17.14.1. Список утвержденных конструкций моделей самолетов:
Proud Bird ( Adamisin ,1997 г.), Ginny ( Adamisin,1997 г.), Wild Turkey ( Adamisin, 2002 г.),Sundowner (Adamisin, 2002 г.),
Proud Bird (Allen, 2003 г.), Nemesis NXT (Andrlik, 2013 г.), AR-6 (Argus, 2012 г.), P51D (Baker, 1999 г.), P51D (Baker, 2012 г.),
P40Q (Baker, 2002 г.), Thunder Chicken (Baker,1997 г.), Miss Ashley II (Brown, 2009 г.), Proud Bird (Burgdorf,1999 г.),
Proud Bird (Burgdorf, 1999г.), El Bandito (Cangie, 2000 г.), Shoestring (Cangie, 1998 г.), Shoestring (Cangie, 2000 г.),
Shoestring (Cangie, 2004 г.), Spitfire (Chalko, 1999 г.), Swee Pea (DeChastel, 2000 г.), GR-7(DeChastel, 2004 г.),
AR-6 (DeChastel, 2012 г.), Sump N Else (DeChastel, 2004 г.), Pole Cat (Supercat) (Dechastel/Kane, 2011 г.),
GR-7 tail mod (Dechastel/McAfee, 2008 г.), AR-6 (English, 2008 г.), AR-6 (English, 2009 г.), Miss Ashley II (Sweet 1) (Freeman, 2013 г.),
Tsunami (Gager, 1997 г.), P63C Kingcobra (Gager, 1998 г.), Stinger (Gall, 1997 г.), Swee Pee (Gall, 1998 г.), Tailwind (Gall, 2010 г.),
Pole Cat (Gall, 1997 г.), Stinger 2 (Gall, 1998 г.), Pole Cat 2 (Gall, 1998 г.), Swee Pee 2 (Gall, 2004 г.), GP-5 (Harrod, 2014 г.),
Nemesis (Hinnant,1997 г.), Pole Cat (Jacobson, 1998 г.), Miss RJ (Jacobson, 1997 г.), Swee Pea (Johanson ,1998 г.),
Sky Baby (Johanson, 1998 г.), Napier (Johanson, 1997 г.), Miss Ashley (Johanson ,1999 г.), Rivets (Johnson, 1997 г.),
Wild Turkey (Johnson,1997 г.), Tsunami (Kaiser, 2013 г.), Rivets (Kane, 1997 г.), Proud Bird (Kane, 1998 г.), Pole Cat (Kane, 2002 г.),
Loki (Kane, 2006 г.), Foxey Lady (Kane,1997 г.), Loki (Kane, 2012 г.), Loki II (Kane, 2012 г.), Loki II (Kane, 2013 г.),Miss Dara (Kane, 2012 г.),
Miss Dara (Kane, 2013 г.), Pole Cat M (Kane/Thannhauser, 2009), Vendetta (Larson, 2000 г.), Miss Ashley II (Larson, 2009 г.),Strega, Mustang (Larson, 1997 г.), Napier (Larson,1997 г.), Dago Red (Larson, 1997 г.), Strega, Mustang (Larson, 1997 г.), Dago Red (Larson , 1997 г.),
Napier-2 (Larson,1999 г.), Proud Bird 2 (Larson, 2005 г.), Napier Heston-3 (Larson, 2011 г.), Dago Red-3 (Larson,1998 г.), Dago Red-4 (Larson, 2000 г.), AR-6 (LaValley, 2011г.), Miss Behaven (eXtasis)(Licea, 2007 г.), World Jet (Llanos, 2004 г.), Rivets (1949 Version)(Llanos, 1998 г.),
Miss Ashley II (Lowlor, 2000 г.), Napier (Matney, 1997 г.), AJ-2 (Matney, 1997 г.), AJ-2 (Matney, 1997 г.), AJ-2 (Matney, 2006 г.),
Stiletto (Metzger, 2003 г.), Kelly (Palaschuk, 2000 г.), Shadow (Palaschuk, 2000 г.), Strega, Mustang (Pampana, 2008 г.), Kelly (Pampana,
2014 г.), Strega, Mustang (Pampana/Sattler, 2012 г.), Miss Ashley II (Raquet, 2010 г.), Miss Ashley II-M (Raquet/Bridge, 2012 г.),
Folkerts (Reed,1997 г.), Miss Ashley Belly Pan Mod (Reed, 1997 г.), Foxey Lady (Sattler, 1998 г.),
Loki (Sattler, 1998 г.), Kelly (Sattler, 1998 г.), Miss Candace (Sattler, 2001 г.), Midget Mustang (Scheffler, 1997 г.), Miss Ashley (Scott, 1998 г.),
Miss Ashley (Silva, 1998 г.), Swee Pea (Small, 1997 г.), Kaze Killer (Small, 1997 г.), Loki (Small, 1997 г.), Miss Ashley II (Too Sweet)(Small,
2006 г.), Little Mike (Small, 2009 г.), TRC (Sidewinder)(Small,1998 г.), Miss Reno (Small, 2003 г.), Ole Tiger (Small, 2004 г.), TRC (Sidewinder) Small, 2000 г.), Miss Ashley II (Too Sweet)(Small, 2006 г.), Swea Pea (Sweet V)(Small, 2007 г.), September Fate (Small, 2013 г.),
Anequim (Shark)(Small, 2014 г.), Miss Ashley II (Too Sweet)(Small/Freeman, 2006 г.), Miss Ashley (Sperry, 2000 г.), Dago Red (Sperry, 1998 г.),
Miss Ashley II (Thordarson, 2014 г.), Nemesis (Tocci, 1997 г.), Stiletto, Mustang (Tocci, 1997 г.), Stiletto, Mustang (Tocci, 1997 г.),
Nemesis (Tocci, 1997 г.), Miss Ashley (Van Baren, 1997 г.), Miss Ashley (Van Baren, 2003 г.), Tsunami (Vanderleest, 2017 г.),AR-6 (Vess, 2013 г.),
Nemesis (VonDerHey, 2000 г.), Shark (VonDerHey, 2014 г.), P51H Mustang (Wallace, 1997 г.), Vendetta (Wallace, 1997 г.),
Bugatti (Wallace,1998 г.).
17.14.2. Список разрешенных к применению двигателей:
1) Nelson Q-40 LS
2) Nelson Q-40 SS
3) DKT Q-40
4) Jett QM40
5) Profi Q-40
17.14.3. Список разрешенных к применению пропеллеров
1) APC 7,4 x 7,5 Q40-1 larger hub
2) APC 7,4 x 7,5 Q40-1.1
3) APC 7,4 x 7,5
4) APC 7,4 x 7,6 Q40 larger hub and thicker tips
5) APC 7,4 x 7,6
6) APC 7,4 x 7,7
7) APC 7,4 x 7,8
8) APC 7,4 x 7,81
9) APC 7,4 x 8,0
10) APC 7,4 x 8,1
Ответить